Рекомендуем
Журнал "Суфий"
-
Журнал "Суфий" №16
Вышел из печати новый, шестнадцатый, номер журнала «Суфий».
Принципы Пути
Джавад Нурбахш
В основе суфийского Пути лежит постижение Реальности посредством опыта. С суфийской точки зрения Реальность может быть описана как Абсолютное бытие, Абсолютный свет, Абсолютная красота или Абсолютная любовь.
Бог суфиев превыше всего, что может быть сказано, услышано или прочитано. Суфий стремится обратить свою любовь к Истинному Богу, который и есть Абсолютное бытие. Воистину, изначально мы принадлежали Божественному единству. Затем мы пришли в этот мир, обрели эго, и оно стало тем самым средоточием самости, которая разлучила нас с Богом. Та же самость создает завесу между суфием и Реальностью. Для того чтобы завеса поднялась и суфию удалось достигнуть Реальности и Единства, существуют особые методы, цель которых — помочь человеку избавиться от болезненного пристрастия к проявлению своего существования.
Поначалу суфий уподобляет себя влюбленному и его дальнейшее обучение, таким образом, строится на этом допущении. Конечно, если кто-то попытается постичь Путь при помощи интеллекта или обратится к логике, чтобы понять, о чем говорят суфии, то не поймет ничего. Это снадобье на него не подействует.
Наставник Пути предписывает влюбленному в Бога два метода:
-
Суфий учится быть похожим на влюбленного, постоянно вспоминающего свою возлюбленную, то есть постоянно поминает Бога, чтобы мало-помалу при помощи этого поминания отдалиться от своей самости. Как сказал поэт:
Я думал о Тебе так часто,
Что с головы до пят Тобою стал.
Ты понемногу приближалась,
Я незаметно исчезал. -
Как говорилось выше, все существующее — это проявление Абсолютного бытия. Поскольку суфий влюблен в Бога, он любит и Его проявления. Другими словами, в своем сердце суфий хранит любовь к Богу, в то время как внешне любит все сотворенные существа и служит им. Эта любовь и это служение творению отдаляют суфия от себялюбия и озабоченности своей самостью.
Таким образом, метод возвращения суфия к Абсолютному единству включает: во-первых, поминание Бога (зикр) и, во-вторых, служение, добротолюбие (махабба) и сострадание по отношению к другим людям без ожидания какого-либо вознаграждения от Бога или творения.
В заключение необходимо подчеркнуть, что целью поминания Бога является поддержка человеческого духа в его путешествии к высшим планам бытия, ибо сам Бог не нуждается в том, чтобы Его поминали. С другой стороны, в служении другим есть два преимущества: оно не только отдаляет искателя от себялюбия, но и подталкивает его к стремлению снискать Божье довольство. Поистине, что делается ради Бога, то и есть служение творению.
Как сказал Абу-л-Хасан Харакани: «С раннего утра ученый хочет приумножить свои знания, а подвижник — ужесточить аскезу. А Абу-л-Хасан стремится доставить радость сердцу брата» (из Тазкират ал-аулийа Аттара).