Рекомендуем
Журнал "Суфий"
-
Журнал "Суфий" №16
Вышел из печати новый, шестнадцатый, номер журнала «Суфий».
Шах Ниматулла
Шах Ниматулла родился в 1330 г. (731 год хиджры) в Алеппо, в Сирии. Его отец, Мир Абдулла, сам был суфийским наставником в цепи преемственности, идущей от Пророка.
Его мать происходила из аристократической семьи парсов, из Южного Ирана.
Шах Ниматулла много странствовал по странам ислама и встречался со многими мастерами, приобщаясь к значительнейшим достижениям мысли своего времени, в особенности философскими воззрениям Ибн Араби. Он внимательно изучил Фосус ал-Хикам («Геммы мудрости») Ибн Араби и позднее написал комментарии к этой книге.
В конце первого периода своих странствий он встречает в Мекке шейха Абдуллу ал-Йафи'и и становится его учеником. После семилетнего ученичества Шах Ниматулла начинает второй период странствий по странам ислама. Теперь, однако, он странствует не как жаждущий искатель в поисках совершенного наставника, но как совершенный мастер, утоляющий духовную жажду других.
В этот второй период странствий Шах Ниматулла сначала посещает Египет, затем двигается в Трансоксиану и обосновывается в Шахрисябзе, неподалеку от Самарканда. Именно здесь он встречается с великим завоевателем Тамерланом, который, однако, оказывается не в состоянии оценить Шаха Ниматуллу, и, чтобы избежать трений, Шах Ниматулла решает оставить Шахрисябз и отправляется в Герат. Отсюда он переезжает в Мешхед и на некоторое время обосновывается в Бяфте, около города Йезда, затем какое-то время живет в Кух-Банане, в районе Кермана. Оттуда он перебирается в Керман и в конце концов обосновывается в окрестностях Механа, где, в основном, и проводит последние 25 лет своей жизни.
Во время его пребывания в Механе слава о нем распространяется по всем областям Ирана и Индии благодаря паломникам, отовсюду приходящим посетить его. Шах Ниматулла прожил около ста лет. Он умер в 1431 г. (834 год хиджры) и был погребен в Механе.
Наставления Шаха Ниматуллы
Стараниями Шаха Ниматуллы возросли интерес и уважение по отношению к суфизму и суфиям, что обогатило культуру ислама, в особенности в Иране. В дополнение к руководству большим числом учеников он занимался земледелием, выступая в качестве примера для своих учеников в плане профессиональной деятельности как наилучшей формы самодисциплины.
Он действенно показывал, что путь к освобождению сердца и очищению себя пролегает через служение обществу и доброту по отношению к людям. Его последователи учились посвящать себя Господу, живя в гуще общества, осуществляя на практике принцип «уединенности в присутствии других». Следуя его примеру, ученики отходили от затворничества и уединения как основополагающих форм духовной практики и избирали жизнь, исполненную созидательной деятельности. Противодействие Шаха Ниматуллы апатии и летаргии распространилось и на использование опиума и гашиша его учениками — и это в то время, когда наркотики повседневно употребляли и обычные люди, и суфии. Другим нововведением Шаха Ниматуллы, связанным с необходимостью для учеников иметь профессиональное занятие, был запрет появления на публике в особой одежде, которая могла привлечь внимание. С его точки зрения, совершенствуясь внутренне, суфий должен быть свободен от любого вида показного благочестия и претенциозности; он должен стремиться к «незаметности». Для Шаха Ниматуллы благородство заключалось в снискании Божественных Атрибутов, а не в предпочтении особого покроя одежды.
Шах Ниматулла не только открывал врата своей щедрости для всех искателей, стремящихся и своих последователей. Он также уважал людей любой нации и народности, как и другие суфийские ордены своего времени, которые строили свою работу на заповедях чистоты и верности. Шах Ниматулла наставлял своих последователей не отделять тарикат (духовный путь) от шариата (исламские уложения), поскольку верил, что Истина (хакикат) может быть достигнута только через воссоединение этих двух.