Любовь

Джавад Нурбахш

Каждому человеку за свою жизнь доводится в той или иной степени испытывать любовь и дружбу. Человеческую любовь, в зависимости от ее силы, качества и ограниченности можно подразделить на три основные категории.

Любовь первой разновидности — это дружба, основанная на социальных условностях, когда двое людей ведут себя в соответствии с принципом: «Я — для себя, и ты — для себя; мы любим друг друга, и у нас нет взаимных ожиданий». Эта форма любви характерна для обычных людей, чьи любовные отношения, как правило, имеют именно такую природу.

Второй тип любви имеет более крепкую основу, и такую любовь обычно испытывают те, кто живет вместе: «Я — для тебя, а ты — для меня; мы любим друг друга, и у нас есть взаимные ожидания». К этой форме любви относят как глубокое чувство, так и любовь в семейной жизни, где подразумевается взаимное желание сторон идти навстречу друг другу.

Третья разновидность любви выходит за рамки любых условностей, основанных на взаимных ожиданиях. Она зиждется на следующем принципе: «Я — для тебя, а ты — для любого, избранного тобой; я приемлю все, что ты пожелаешь, без каких бы то ни было ожиданий с моей стороны».

Преданность суфия Богу и наставнику Пути является примером именно такой любви. Она не связана какими-либо ограничениями или условиями. Суфий, способный на такую любовь, говорит Богу с приятием и смирением: «Я довольствуюсь тем, чего желаешь Ты, не ожидая ничего взамен, и люблю Тебя, не помышляя о каком-либо вознаграждении».

Любовь суфия к Богу лишена ожидания награды или страха наказания, ибо суфий не ведает желаний и ничего не требует для себя. Суфий с любовью принимает как гнев Бога, так и Его милость, Его суровость — так же, как Его благоволение.

Лишь немногим суфиям удается следовать путем такой любви и дружбы и исчезнуть в Возлюбленной. Это о них говорит Руми:

Все сущее — это Возлюбленная,
А влюбленный — это завеса.
Возлюбленная — жива,
Тогда как влюбленный — мертв.

Итак, мы видим, что высшая форма человеческой любви — это любовь суфия. Это мяч для поло, ввести который в игру достойны лишь избранные.