Искренность

Джавад Нурбахш

Именно искренность является главным достоянием на Пути. Быть искренним — это внешне проявлять себя так, каков ты на самом деле, и внутренне быть таким, каким ты проявляешь себя вовне.

На вопрос о том, почему наставники Пути придавали такое большое значение искренности, можно ответить следу­ющим образом: суфизм — это и есть не что иное, как искренность.

Можно говорить о трех уровнях искренности: первый — искренность с самим собой, второй — искренность с настав­ником, третий — искренность с Богом.

1. Искренность с самим собой

Если мы говорим, что суфизм означает достижение единства, то искренность с самим собой — это обретение единства своей внешней и внутренней жизни, установление единства в себе.

Если нет единства внешнего и внутреннего, то недостижима и целостность личности. Этот разлад между внешним и внутренним порождает беспокойство и уныние. Лишь при помощи искренности можно сформировать в себе единство и обрести психологическое здоровье.

Таким образом, «искренность с самим собой» приносит освобож­дение от тоски, порождаемой внутренним разладом, и оказывает оздоравливающее воздействие на психику.

2. Искренность с наставником

На этом уровне искренности суфий, достигший психофизиче­ского единства благодаря притягательной силе искренности и любви наставника, соединяется с ним. Подобное состояние называют «исчезновением в наставнике», что представляет собой форму «идентификации». Этот термин входит в лексикон современ­ной психологии. Суфии называют процесс, о котором идет речь, «трансцендентной идентификацией».

На этой стадии эго суфия, или его самоидентификация, по­степенно исчезает в наставнике, и суфий предает свою самость забвению. Примером этой формы единения служит исчезновение эго Руми в его наставнике, Шамс ад-Дине Табризи.

Эта искренность избавляет суфия от житейских тревог и от тоски, вызванной страхом смерти и уничтожения. Он ощущает то же, что и Руми, когда тот воскликнул:

Я был мертв — и вот ожил,
Плакал — теперь смеюсь!
Я обрел счастье любви,
И сам стал вечным счастьем!

Большинство суфийских наставников приравнивают это исчез­новение в наставнике к исчезновению в Боге.

3. Искренность с Богом

Искренность с Богом — высочайший уровень искренности. На этой стадии, которая является результатом «искренности с собой» и «искренности с наставником», между суфием и Богом устанавливается единение, плод возрастающей искренности и духовного постижения. Оно известно как «исчезновение в Боге» и представляет собой исчезновение части в Целом.

На этом уровне суфий окончательно утрачивает свое эго, или самоидентификацию, и становится Целым, входя в жизнь вечную, ибо Истина существует вечно. Примером такой формы единства могут служить восклицание Джунайда: «О Боже, отправь меня в ад, а все сотворенное — в рай!» Или Халладжа: «О Боже, даруй прощение всему сотворенному и делай со мной, что пожелаешь!»

Истекала капля горькими слезами:
«Я отделена от моря навсегда!»
Но смеялось море над ее словами:
«Ты, и я, и слезы — все вода».